Сказание о чудесах Владимирской иконы...

Сказание о чудесах Владимирской иконы...
Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери – цикл рассказов, основная часть которых посвящена описанию чудес, совершенных в XII в. Владимирской иконой богоматери (необходимо отличать «Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери» XII в. от одноименного «Сказания о Владимирской иконе богоматери» второй половины XVI в.). Рукописная традиция донесла до нас около 20 списков этого произведения, самый ранний из которых датируется 60–70 гг. XV в., а самый поздний относится к концу XVII в. Немногочисленные списки делятся на две группы: пространную и краткую. В пространном тексте рассказу о чудесах иконы предшествует Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 г. и краткая запись о том же событии, сходная с известием в Летописи Лаврентьевской. В конце С. помещены две статьи о чудесах византийских святынь: иконы Одигитрия и ризы богородицы. В кратком варианте содержится только текст «Сказания о победе над волжскими болгарами», за которым в некоторых списках следует «Слово великого князя Андрея Боголюбского о милости божией» (см. Андрей Юрьевич Боголюбский). И пространный, и краткий варианты С. о чудесах начинаются одинаково: «Месяца августа в 1 день. Празднуем всемилостивому Христу и пречистей его матери» (ГБЛ, собр. Егорова, № 637. Сборник 60–70 гг. XV в., л. 383 об.). Исследователи С., посвятившие ему специальные работы или только упоминавшие о нем, были единодушны в вопросе о датировке произведения. Все без исключения связывали время его создания с периодом княжения Андрея Боголюбского (Ключевский. Сказание о чудесах, с. 13–18; Забелин. Следы, с. 40–43; Сергий, архимандрит. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901, т. 2. Замеч., с. 296–298; Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль..., с. 242 и др.). Н. Н. Воронин считал, что оно было написано до 1164 г. (Воронин Н. Н. Из истории..., с. 198). А. Н. Насонов предложил две возможные датировки С.: 1164 г. и 1164–1185 гг. (Насонов. История, с. 139). А. И. Анисимов относил появление произведения к 1164–1180 гг. (Анисимов А. И. Владимирская икона божьей матери. Прага, 1928, с. 14). Однако, датируя С., исследователи не учитывали его составного характера. Наряду со сказанием о победе над волжскими болгарами и рассказом о чудесах Владимирской иконы в произведение входят летописная запись, повторяющая текст «Сказания о победе над болгарами», и две статьи о византийских святынях. По-видимому, в таком виде С. о чудесах Владимирской иконы сложилось позднее, в 70–80 гг. XV в. Но существование уже в XII в. рассказа о чудесах иконы и «Сказания о победе над болгарами» несомненно. По мнению И. У. Будовница и А. Н. Насонова, вдохновителем рассказа о чудесах иконы был Андрей Боголюбский. Непосредственным участником создания произведения его также считали И. Е. Забелин (Забелин. Следы, с. 49) и В. С. Иконников (Иконников В. С. Опыт русской историографии. Киев, 1908, с. 953). Соглашаясь с И. Е. Забелиным, Н. Н. Воронин приписал составление рассказа о чудесах окружению князя – Лазарю, Нестору и Микуле (Воронин. Из истории, с. 208). Исследователь полагал, что древний текст повествования о чудесах иконы был значительно обширнее и подробнее и, по-видимому, содержал отсутствующий в С. рассказ о чуде в Боголюбове, о котором впервые упоминается в Комиссионном списке XV в. Летописи Новгородской первой (Воронин. Из истории, с. 199–201). Раннее происхождение «Сказания о победе над болгарами» подтверждается текстом «Слова великого князя о милости божией», продолжающим в некоторых списках текст Сказания о победе. В Слове указывается, что праздник в честь победы над болгарами установлен «худым и грешным рабом божиим Андреем князем, сыном Георгиевым, внуком Мономахова именем Владимира, царя и князя всея Руси» (см. рукопись ЛОИИ, собр. Н. П. Лихачева, № 161. Торжественник 80-х гг. XV в., л. 449 об.–450). По мнению И. Е. Забелина, так мог говорить только сам Андрей Боголюбский. Исследователь даже связывал с ним авторство «Сказания о победе над волжскими болгарами» (Забелин. Следы, с. 44, 45, 49). Вероятность существования Сказания уже в XII в. доказывает упоминание о празднике Спаса и богородицы в Троицком кондакаре конца XII – начала XIII в. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 23, л. 47) и в евангелии из Архангельского собора (ГИМ, собр. Архангельского собора, № 1/1019, л. 255 об.). «Сказание о победе над волжскими болгарами» и рассказ о чудесах Владимирской иконы – два самостоятельных произведения XII в., существовавшие, по-видимому, независимо друг от друга до конца XV в., когда они были объединены и вместе с другими статьями составили С. Идейная направленность произведений полностью соответствовала идейно-политическим мероприятиям Андрея Боголюбского. В С. проводилась идея избранности Владимиро-Суздальской земли среди других русских княжеств, подчеркивалось большое политическое значение деятельности великого князя, упоминалось покровительство ему небесных сил. Эти идеи – и особенно мысль о приоритете Владимирской земли и ее князей – оказали влияние на авторов «Повести о Темир-Аксаке» и «Сказания о Владимирской иконе богоматери» XVI в., которое, как говорилось, не следует смешивать со С. XII в. В последнем произведении текст С. о чудесах стал основной частью обширного повествования об истории общерусской святыни. Изд.: Ключевский В. О. Сказание о чудесах Владимирской иконы божьей матери. СПб., 1878 (изд. ОЛДП, № 30); Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. – В кн.: Археологические известия и заметки. М., 1895, № 2–3, с. 37–49. Лит.: Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль древней Руси (XI–XIV вв.). М., 1960, с. 242–243; Воронин Н. Н. 1) Сказание о победе над болгарами 1164 г. и празднике Спаса. – В кн.: Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сб. статей к 70-летню акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963, с. 88–91; 2) Из истории русско-византийской борьбы XII в. – ВВ. М., 1965, т. 26, с. 190–218; Альшиц Д. Н. Что означает «Пирогощая» русских летописей и «Слова о полку Игореве». – В кн.: Исследования по отечественному источниковедению. М.; Л., 1964, с. 475–482 (Тр. Ин-та ист. АН СССР, Л/о, вып. 7); Насонов А. Н. История русского летописания XI – нач. XVIII в. М., 1969, с. 138–143; Hurwitz E. S. Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980, p. 54–59.
И. Л. Жучкова

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Сказание о чудесах Владимирской иконы..." в других словарях:

  • Сказание о иконе Богоматери Владимирской — – рассказ о чудесах святыни Русского государства Владимирской иконы богоматери. Повествование открывается обширным торжественным вступлением в котором кратко пересказываются основные события: «Месяца августа в 26 день. Повесть на сретение… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Сказание о победе над волжскими болгарами... — 1164 года и празднике 1 августа (заглавие в рукописях: «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере»; начало; «Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь,… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ — (Владимирской и Суздальской епархии), в пос. Боголюбово Суздальского р на Владимирской обл. Панорама мон ря с запада (выделено место основания мон ря). Фотография. 2002 г. Панорама мон ря с запада (выделено место основания мон ря). Фотография.… …   Православная энциклопедия

  • Сказания об иконе Владимирской Богоматери — цикл пам. 12 13 вв., посвященных ист. иконы Владимирской Богоматери. Икона визант. происхождения была вывезена Андреем Боголюбским из Вышгорода в Суздальскую землю в 1155 и стала гл. святыней княжества. Первые рассказы о чудесах иконы Сказание о… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — Городецкий в честь Феодоровской иконы Божией Матери мон рь. Фотография. Нач. XX в. (ГИМ) Городецкий в честь Феодоровской иконы Божией Матери мон рь. Фотография. Нач. XX в. (ГИМ) находился в с. Городец Балахнинского у. Нижегородской губ. Учрежден… …   Православная энциклопедия

  • АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ — (между 1120 и 1125 29 или 30.06.1174, Боголюбово под Владимиром на Клязьме), св. блгв. (пам. 4 июля, 23 июня в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых), кн. владимиро суздальский (1157 1174), 2 й или 3 й сын ростово суздальского кн …   Православная энциклопедия

  • Владимирская икона Божией Матери — У этого термина существуют и другие значения, см. Владимирская. Владимирская (Вишгородская) икона Божией Матери …   Википедия

  • Богоматерь Владимирская — Владимирская икона Божией Матери Иконографический тип: Елеуса Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея Дата празднования 21 мая (3 июня) 23 июня (6 июля) 26 августа (8 сентября) …   Википедия

  • Владимирская Богоматерь — Владимирская икона Божией Матери Иконографический тип: Елеуса Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея Дата празднования 21 мая (3 июня) 23 июня (6 июля) 26 августа (8 сентября) …   Википедия

  • Владимирская Божья Матерь — Владимирская икона Божией Матери Иконографический тип: Елеуса Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея Дата празднования 21 мая (3 июня) 23 июня (6 июля) 26 августа (8 сентября) …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»